Новости

24.07.2006|14:00

В минувшую субботу в областной научной библиотеке им. В.И.Ленина на международный коллоквиум, посвященный мировому паровозостроению, собрались железнодорожники, коллекционеры, любители железных дорог из России и США.

Официальную часть международного коллоквиума “Мировое паровозостроение” открыл глава муниципального образования “город Ульяновск” Сергей Ермаков. Мэр города в своем выступлении отметил важность проведения подобных встреч, имеющих историческое значение и способствующих сохранению традиций, укреплению взаимодействия и обмену знаниями между разными поколениями. Сергей Николаевич в период его работы начальником Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги внес значительный вклад в культурное наследие нашего города. По его инициативе последний представитель паровой тяги - паровоз серии “Л” (“Лебедянка”) был оставлен в качестве памятника, который сегодня располагается в Железнодорожном районе на остановке “Винновская роща”.

 

С особенностями русского и советского паровозостроения слушателей познакомил мастер КИПиА цеха “Уфа” депо “Стерлитамак” Куйбышевской железной дороги Даниил Романов (г.Уфа), который не только коллекционирует модели паровозов, но и занимается их изготовлением. Сегодня в России, в отличие от зарубежных стран, нет специальных предприятий, которые выпускают модели отечественного подвижного состава. Производство уменьшенных копии сосредоточено в руках российских умельцев. Как правило, для создания модели используется весь подручный материал (за границей же в магазине можно купить отдельные детали), однако “продукт” на выходе получается не менее профессиональный.

 

Ульяновский любитель железных дорог Валерий Уколов посвятил свой доклад сочлененным паровозам США. Подробнее об американском паровозостроении и, в частности, о наиболее ярком его представителе – паровозе “Big Boy” рассказал гость из США - коллекционер Ричард Тейлор. Председатель совета ветеранов локомотивного депо “Ульяновск” Леонид Максимов сам много лет работал на паровозах машинистом. А с появлением более мощных представителей паровой тяги – паровозов “Лебедянка”, например, - ульяновские паровозники, по его словам, даже выходили из отпусков, потому что работа на таких локомотивах была одним удовольствием.

 

В России не так много любителей железных дорог. Это люди зачастую далекие от железнодорожного транспорта. Из увлечение возникает либо из постоянного общения с железной дорогой (проживание вблизи станций, частые поездки на поездах), либо из заинтересованности технической уникальностью различных процессов. В основном они общаются через Интернет, на подобных коллоквиумах и выставках, а также узнают друг о друге и о поступающих новинках в прессе. Говоря о последней, сегодня у нас на федеральном уровне выпускается лишь два журнала для любителей железных дорог и железнодорожного моделизма – “Локотранс” и “Железнодорожное дело”. Последнее издание в Ульяновск приезжал представлять выпускающий редактор Леонид Сватиков.

 

 

***

Первый российский паровоз был построен в 1845 году на Александровском заводе Московской железной дороги. Именно этот год России принято считать началом русского заводского локомотивостроения. Завод выпустил 2 товарных локомотива типа 0-3-0, вес каждого был 30 тонн, диаметр движущих колес 1371 мм. В период с 1945 по 1968 годы паровозы строили только два отечественных завода – вышеупомянутый Александровский и Лейхтенбергский завод Петербурго-Варшавской железной дороги. С 1869 года локомотивы стали выпускать Коломенский и Камско-Воткинский заводы. Впоследствии паровозостроение приобрело широкий размах. В России был налажен выпуск пассажирских, грузовых, маневровых локомотивов.

 

 

***

Паровоз осевой формулы 2-4-0+0-4-2 класса 4884, известный под названием “Big Boy” (“Биг Бой”), был построен в 1941 году на американском заводе Schenectady (“Скенектеди”). Своим рождением “Big Boy” в том числе обязан и начавшейся в Европе Второй мировой войне. В связи с увеличением грузопотока, связанного с поставкой товаров союзническим нациям, железной дорогой Union Pacific (“Союз Патриотов”) был поставлен вопрос о необходимости иметь мощный и быстроходный паровоз, способный работать на тяжелых перевалистых участках, в частности на 175-мильном участке от Огдена до Зеленой Реки.

 

11 декабря 1940 года заказ на 15 сочлененных паровозов однократного расширения пара осевой формулы 2-4-0+0-4-2 был размещен на одном из заводов АЛКО в Schenectady. Затем, не дожидаясь поставки первых паровозов, заказ был увеличен еще на 5 единиц и общее количество локомотивов достигло 20 экземпляров. Все 20 машин были изготовлены в конце 1941 года. “Big Boy” был настолько внушителен (вес – 346 тонн, длина – 40 метров), что для его эксплуатации потребовалось перестраивать поворотные круги во всех депо, эксплуатировавших эти паровозы. В октябре 1944 года железная дорога Union Pacific разместила заказ еще на 5 локомотивов “Big Boy”. Таким образом, всего в мире было построено 25 таких локомотивов “Big Boy”. Восемь паровозов “Big Boy” сохранены и в настоящее время находятся в музеях США.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1